18 фев 2019
930

Взгляд государства на аборты. Поддержка материнства и детства

Представляем Вашему вниманию интервью с Татьяной Олеговной Шилюк - кандидатом юридических наук, старшим преподавателем кафедры административного права и процесса ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина» на тему: «Взгляд государства на аборты. Поддержка материнства и детства».

  Какова позиция государства РФ в отношении абортов в настоящее время?

  В настоящее время на законодательном уровне закреплено положение о самостоятельном решении женщиной вопроса о материнстве. ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установил, что искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Ограничением этого желания выступает только срок, до наступления которого женщина может принять соответствующее решение, а именно – до 12 недель беременности. Исключения установлены только для искусственного прерывания беременности по социальным показаниям - при сроке беременности до двадцати двух недель и при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности.

В последнее время представители разных сообществ активно высказывали свое негативное отношение к имеющемуся порядку и неоднократно предлагали на законодательном уровне вывести искусственное прерывание беременности из системы ОМС или вовсе запретить его. Однако данные позиции поддержаны не были, и обсуждение этого вопроса законодателем в настоящее время не ведется.

  Что подразумевается под понятием «защита материнства и детства» с законодательной точки зрения? Какими законами регулируется?

  Определение самого понятия «защита материнства и детства» в законодательных актах отсутствует. Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 закрепила, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства, а ч.1 ст.38 устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Когда мы говорим о защите материнства и детства, то, в первую очередь, имеем в виду определенный комплекс мер, направленных на осуществление этой защиты. Такие меры разнообразны по своему назначению, содержанию и порядку применения. Можно сказать, что это меры, направленные на поощрение материнства, поддержание интересов матери, создание наилучших условий для развития детей.

  Как изменилось законодательство в отношении поддержки семей за последние 10 лет? Что нового ожидается в 2019 году?

  Конечно, мы можем говорить о расширении мер поддержки семей и некоей стабильности в этом вопросе. Регулярно индексируется размер многих выплат, разные категории населения, имеющие детей, получили соответствующие льготы. Постоянно реализуются государственные программы поддержки семей, продлена реализация программы по выплате материнского капитала, предусмотрена поддержка молодых семей дополнительными денежными выплатами в регионах, а также особыми условиями реализации прав на федеральном уровне. В качестве примера можно привести программу льготного жилья для молодых семей.

В настоящее время активно обсуждаются вопросы помощи женщинам, имеющим детей, при трудоустройстве или реализации ими своих трудовых функций. На это направлены программы органов социальной защиты по обучению женщин, строительство детских садов. Обсуждаются вопросы поддержки так называемых корпоративных садов и упрощения условий для участия в социальных программах. С 2018 года выплачивают новое пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет отдельным категориям граждан.

Что конкретно нас ждет в 2019 году говорить сложно, но тем заявлено много. Среди них обсуждаются возможное увеличение пособий по уходу за ребенком до 3-х лет, новое исчисление стажа для женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми, вопросы пенсионного обеспечения для многодетных семей, возможности обеспечения мест в детских садах и многие другие. Однако эти и иные вопросы постоянно обсуждаются и требуют детальной проработки и зачастую корректировки бюджетов, поэтому сказать точно, что будет принято, а что останется только в рамках обсуждения - сложно.

 Кто имеет право на государственные пособия? В зависимости от каких факторов рассчитывается их размер?

 На государственные пособия имеют право все женщины, имеющие детей. В свою очередь, вид, размер и порядок получения пособия в зависимости от различных критериев разнится. Основным критерием для определения вида пособия и его размера можно назвать трудоустроенность женщины, а в отдельных случаях - принадлежность к каким-то социальным категориям. Например, на пособие по беременности и родам имеют право только женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, студентки очной формы обучения и женщины, проходящие военную службу по контракту. Всем без исключения положено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Кроме этого, различного рода пособия установлены для многодетных семей, одиноких матерей, малообеспеченных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов или взявших детей под опеку. Размер будет также зависеть от наличия или отсутствия работы, а в качестве дополнительного фактора на него будет влиять и величина заработка. Нельзя забывать, что в определенных случаях выплаты и пособия может получить и мужчина. К тому же дополнительные пособия могут устанавливаться и на региональном уровне.

  Какие льготы предоставляются семьям в настоящее время?

  Предоставляемые льготы также будут зависеть от разных критериев и, в первую очередь, от принадлежности к какой-либо социальной категории. Например, Трудовой кодекс РФ расширяет перечень прав для одиноких мам. Как и в случае с пособиями свои льготы предусмотрены для многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, одиноких родителей, усыновителей и опекунов.

            К сожалению, не все знают, что помимо пособий и льгот, есть и иные меры поддержки. На государственном уровне реализуются разного рода проекты. Например, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет возможность пройти переобучение или повышение квалификации по направлению органов социальной защиты.

  Существуют ли, по-Вашему, слабо проработанные аспекты в законе относительно поддержки семей? Какие проблемы остаются, и как их можно решить?

  Поскольку на федеральном уровне отсутствует единый акт, закрепляющий все меры поддержки разных категорий семей, а многие вопросы решаются на уровне регионов, что означает регулирование нормативными правовыми актами субъектов РФ, сложно говорить о непроработанности законов. Основное недовольство или недоумение со стороны граждан вызывают размеры пособий, однако стоит отметить, что их размер индексируется, а, значит, они постепенно растут. В качестве реальных трудностей можно назвать привязанность льгот, пособий и просто наших прав к наличию постоянной регистрации в том или ином субъекте. К сожалению, этот вопрос решить кардинально сейчас не представляется возможным. Однако есть и те, которые можно прорабатывать уже сейчас. Например, изменение порядка включения времени по уходу за ребенком в страховой стаж.

  Каковы тенденции развития юридической основы в отношении защиты материнства и детства?

  Можно сказать, что сейчас этой теме стали уделять гораздо больше внимания. Не зря среди других заявленных Президентом РФ национальных проектов появился проект «Демография», направленный на улучшения мер финансирования материнства и детства, выработку мер помощи в трудоустройстве женщин с детьми и т. д. В Государственной Думе РФ чаще стали поднимать вопросы, связанные с материнством и детством, много внимания этому вопросу стал уделять Уполномоченный по правам человека в РФ. Ведется большая работа по теме организации питания детей, уже разработан новый СанПин. Не прекращается работа над вопросами обеспечения безопасности детского отдыха. Соответственно, можно говорить, что защита материнства и детства ведется постоянно на всех уровнях власти.

Подготовила интервью:
Мария Зеленская,
Руководитель по связям с общественностью Ассоциации медицинских журналистов,
Шеф-редактор журнала «Дайджест Академии акушерства и гинекологии»