28 июн 2022
22

В Москве прошла 9-я ежегодная конференция «Оценка технологий здравоохранения», посвященная вопросам совершенствования стратегии лекарственного обеспечения

В новых экономических условиях крайне остро стоит вопрос повышения эффективности организации и финансирования системы здравоохранения для обеспечения качества и доступности медицинской помощи как на федеральном, так и региональном уровне.

«Оценка технологий здравоохранения – общепринятый в международной практике инструмент для поддержки решений в управлении здравоохранением. Определение стратегии организации, финансирования, повышения качества медицинской помощи как на федеральном, так и региональном уровне требует оценки эффективности, экономической приемлемости и социального эффекта от внедрения или применения медицинских технологий. Сегодня на федеральном уровне такой инструмент законодательно закреплен и применяется только для лекарственных препаратов – в рамках процедуры включения в перечни. Очевидно, что такие подходы должны применяться для любой технологии – от медицинских изделий до цифровых и проектных решений и на всех уровнях – национальном, региональном и медицинской организации», - отметил Виталий Омельяновский, генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, д.м.н., профессор.

Доступность инновационных технологий для пациентов определяет уровень развития здравоохранения и качество медицинской помощи. По данным IQVIA, Россия значительно уступает по показателю доступности новых технологий многим странам Европейского союза – по состоянию на 01 января 2022 г. наша страна возглавляет последнюю десятку в рейтинге из 39 европейских стран.  

За последний год осуществлен серьезный прорыв в обеспечении вывода таких препаратов на уровне Евразийского экономического союза – в марте текущего года введены изменения в Решение №78 Совета Евразийской экономической комиссии «О правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения», предусматривающие процедуры условной регистрации и ускоренной экспертизы лекарственных средств, в частности для препаратов, представляющих особую значимость для здоровья населения. Данные изменения требуют разработки критериев отнесения препаратов к группе особо значимых для здоровья населения с учетом таких составляющих, как неудовлетворенная медицинская потребность и терапевтическая ценность лекарственного препарата. В настоящее время ведется гармонизация национального законодательства в соответствии с данными изменениями.

Крайне высокая стоимость персонифицированных технологий при низком уровне доказательности их эффективности – это новый вызов для системы, который требует новых подходов к государственному финансированию – на основе прямых переговоров с производителями по ценам и соглашений о разделении рисков плательщиком и производителем лекарственного препарата для повышения эффективности расходования финансовых ресурсов. Комитетом по охране здоровья Госдумы РФ подготовлен проект закона о внесении изменений в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий дополнительные обязательства поставщика в зависимости от результатов применения лекарственных средств. Для обеспечения работы системы риск-шеринга и в целом для экономки здравоохранения критично важным является мониторинг эффективности новых технологий - сбор реальных данных клинической практики (RWE\ RWD). Следует отметить, что в ЕАЭС концепция сбора RWE уже разработана, однако в России такой механизм еще не проработан и отсутствуют условия для его реализации.

Как отмечает Всероссийский союз пациентов, программа льготного лекарственного обеспечения требует изменений – расширения лекарственного покрытия других заболеваний, существенно влияющих на общую продолжительность жизни. Эффективность проводимой терапии в стационаре во многом определяется тем, как данная терапия может быть поддержана на амбулаторном уровне, поэтому сегодня крайне остро стоит вопрос расширения лекарственного обеспечения пациентов в рамках программы ОМС на амбулаторный уровень, однако это требует дополнительного финансирования.

Для достижения национальных целей сохранения здоровья и благополучия, увеличения продолжительности жизни населения с 2019 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуются 8 федеральных проектов. В настоящее время, рассматривается вопрос о запуске нового проекта - по борьбе с сахарным диабетом. Разработка новых программ невозможна без тщательной оценки эффективности планируемых мероприятий, требуемого объема финансирования для достижения стоящих задач – то есть применения подходов оценки технологий здравоохранения.

В целях повышения эффективности и поддержки решений в управлении здравоохранением на региональном уровне с 2022 года реализуется программа развития компетенций в области оценки технологий здравоохранения – совместный проект. В рамках программы местные органы управления здравоохранением формируют отдельные функциональные подразделения ОТЗ, сотрудники которых проходят годовой курс обучения применению ОТЗ для решения стоящих задач в сфере здравоохранения. Данная образовательная программа является совместным проектом ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России и ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, и в текущем году в ней участвуют 12 регионов. Кроме того, отдельная образовательная программа предусмотрена для управляющего состава органов управления здравоохранением субъектов РФ.