12 Май 2021
362

Симптом. Какую подсознательную роль он выполняет?

Автор статьи:

Елена Валерьевна Мухамедова,
клинический психолог клиники «Поколение НЕКСТ», член РАРЧ

Мы привыкли рассматривать понятие «симптом» с медицинской точки зрения, но давайте расширим свои горизонты и поговорим о его психологии. Можно ли найти в этом рациональное зерно? 

Симптом — один из признаков патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности. Он возникает в пространстве взаимодействия, как минимум, двух людей и доставляет пациенту и его близкому окружению неудобство, напряжение, боль. В этом случае под симптомом мы понимаем не только заболевания или психические расстройства, но также и симптомы поведенческие.
Как организуется симптом? Почему он бывает токсичным или даже смертельным? Симптом отмечает потребность в отношениях с тем человекам, который больше всего задействован в решении проблемы. Симптом возникает на «границе отношений». Это неудавшееся взаимодействие с «Другим». 

Пример №1

Регулярно болеющий ангинами ребенок задействует этот симптом, чтобы привлечь к себе внимание мамы. Вырастая, такой человек использует психосоматический способ взаимодействия с близкими и значимыми людьми, желая привлечь к себе внимание.

В дальнейшем уже взрослая женщина неоднократно приходит в клинику ВРТ на программу ЭКО и получает внимание и заботу окружающих, включая близких и родных. Получив беременность, она растерялась и расплакалась со словами: «А что теперь делать, я к вам так привыкла?» (случай из практики)

Для меня стало важным открытием, когда я обнаружила у своих пациентов бессознательную потребность сохранять их заболевания. Симптом – это плата за возможность не менять в своей жизни ничего.

Когда пациент сам приходит к психотерапевту/психологу с симптоматическим запросом, он уже, как правило, подозревает, что его симптом связан с его психологическими особенностями и готов работать в психологической парадигме. 

Симптом можно рассматривать как коммуникацию, когда один человек пытается сообщить что-либо другому не словами, а болезнью. Например, нет возможности отказаться от чего-либо, ведь неудобно или неприлично, но если причиной становится недомогание и болезнь, то все поймут. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за то, что сообщает другому, и ему практически невозможно отказать.

Пример №2

Человека пригласили на семейный праздник, где будет присутствовать родственник, который никак не отдаст деньги, взятые в долг. Назревает конфликт, который надо решать. В итоге, у человека внезапно обостряется хроническое заболевание, по причине которого присутствовать на мероприятии он не может. Неприятное разбирательство с задолжавшим родственником откладывается на неопределенное время. 
Симптом – это фантом, за которым прячется некоторая реальность и, вместе с тем, часть данной реальности, или её маркер. Это послание, которое маскирует то, что в настоящий момент для человека невозможно осознать и пережить. Симптом чудесным образом организует поведение членов всей системы и по-новому ее структурирует.

Таким образом, симптом – это достаточно сильный способ манипулирования другим. Однако в близких отношениях он не приносит удовлетворения. Никогда не узнаешь: в действительности партнер остается в паре с тобой или со своим симптомом? Он любит тебя или остаётся с тобой из чувства вины, долга или страха последствий и личной ответственности за свою жизнь? 

Пример №3

Стареющая одинокая мама очень боится одиночества. Как только взрослеющая дочь уходит на свидание, с мамой что-то случается. Она падает и ломает ногу, в результате чего дочь вынуждена откладывать все свидания и ухаживать за больной мамой. Когда дочь объявила, что выходит замуж и идёт подготовка к свадьбе, маме поставили онкологический диагноз. На свадьбе мать не присутствовала, потому что лежала в больнице, но потом упрекала дочь в том, что она не могла отложить и подождать до её выздоровления. В итоге, после 2 лет бесплодного брака, дочь разошлась с мужем и еще 15 лет ухаживала за стареющей и умирающей мамой.

Пациент всегда говорит на двух языках: вербальном и соматическом. Общеизвестным феноменом психосоматически организованой личности является алекситимия, т.е. неспособность посредством слов описать свои эмоциональные состояния. Если у человека в ситуации конфликта не получается самовыразиться словами и действиями, то включается соматический способ реагирования, который организует симптом как послание.
Всё, что в нас рождается – это наш ответ на воздействие внешнего мира, попытка восстановить баланс. Поскольку в каждом симптоме есть проблема, и её решение, важно не игнорировать эти послания, а принять их и осознать их значение в контексте личной истории пациента.


! Симптом не дает человеку жить, но позволяет выживать. Практически любой симптом спасает от острой тревоги, но взамен делает её хронической. Симптом спасает от острой боли, делая ее терпимой, выносимой. Симптом лишает человека радости в жизни, делая жизнь наполненной страданием. Это тоже наполняет жизнь специфическим смыслом 

Случай из практики

Обратилась молодая женщина 34 лет. Ее лечащий врач посоветовал обратиться к перинатальному психологу.

Мария жила в большой и дружной семье. Она росла среди множества братьев и сестричек, но всё это время очень хотела быть в центре родительского внимания. Иногда в её детской головке рождалась фантазия: «Вся семья попала в катастрофу и выжила только она и мама. Они погоревали немного, но потом мама остаётся только с ней. Они будут гулять, есть вкусности, вместе спать. Мария чувствовала себя в раю». Другой ее фантазией была история: «Она всех спасает, семья ей благодарна. Мама и папа говорят, что она лучшая и прекрасная девочка на Земле. Они ставят её всем в пример, любят больше всех и будут любить всегда».

Когда Мария возвращалась из своего фантазийного мира, то надо было потрудиться, чтобы мама сказала «молодец», а папа заметил и похвалил её за усердие и пятерки. Она росла в условиях жесткой семейной конкуренции.

Шли годы, девочка превратилась в прекрасную девушку, встретила молодого человека, вышла замуж. И случилось у них горе: сын умер в младенчестве. Они не смогли вместе прожить это время, запил муж, и семья распалась. Долго Мария пребывала в печали и горе. Вся семья помогала ей в столь нелегкое время. 

Прошло время, и вышла замуж Мария во второй раз. Начали заниматься вопросами деторождения, Мария забеременела. 

Новый Год! Муж решил отметить праздник чуть дольше обычного. Она разозлилась и в сердцах крикнула: «Я тут тебе ребенка вынашиваю, а тебе он и не нужен вовсе!». Сказала и сама подумала: «Если тебе ребенок не нужен, а мне – зачем? Если придется расходиться, то одна останусь с ребенком на руках, как растить буду? Как жить буду?». 

Проснулась утром Мария, почувствовала себя нехорошо, поехала к доктору. В итоге, у девушки диагностировали замершую беременность. В семье наступило горе, муж с колоссальным чувством вины стал выпивать.  

Так они прожили пять лет, постоянно сдавая анализы, готовясь к ЭКО и т.д. На этом этапе Мария пришла ко мне на консультации. Труден был путь поиска и осознания своего поведенческого симптома, который привел ее к психосоматическому отреагированию.

Мария поделилась своим инсайтом после пятой консультации: «Пришло осознание собственного удобства состояния жертвы! Как мне подсознательно хотелось, и я искала сама эти ситуации, в которых можно меня пожалеть, посочувствовать мне, желать мне помочь, восхититься мной и моей стойкостью и силой духа (смерть ребёнка). Все наблюдали за мной и говорили, как стойко я всё выношу, какая я молодец (детское желание быть у всех на виду). Ещё это состояние жертвы помогло мне закончить институт, не ходить последние месяцы учёбы, сдать все экзамены и спокойно защититься. Учителя из жалости к трагическим событиям в той моей жизни на всё закрывали глаза. 

Перед мужем я снова оказалась в состоянии жертвы с желанием доказать, как он был не прав. 

На работе все также сочувствовали, жалели и говорили, какая я хорошая, как мне всё дается непросто. В действительности за этим стояло привлечение внимания к своим трагедиям и стремление к скрытой выгоде». 

В итоге, несмотря на пережитые потери, девушка поняла, что необходимо осознанно строить свою жизнь, брать ответственность и выходить из состояния жертвы.  

Соответственно, можно сделать вывод о том, что симптом – это своеобразный способ жизнедеятельности, позволяющий человеку частично разрешать конфликт, не решая самой проблемы и ничего не меняя в своей жизни. Используя симптоматический способ функционирования, пациент избегает важных переживаний в своей жизни, смещает их в область переживаний по поводу своего симптома. Вместо вопроса «Кто Я?», выступает вопрос «Что со мной?», на который он постоянно ищет ответ.