14 сен 2018
930

Школа юридической самообороны врача: нужно ли информировать органы МВД при постановке несовершеннолетней на учет по беременности

10 сентября в г. Сочи в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Главврач XXI века» прошла Школа юридической самообороны врача. В ходе выступления представителей юридического сообщества обсуждались такие важные вопросы, как:

  • Фетальная хирургия: кому оказывают медицинскую помощь? 
  • Беременная не хочет делать кесарево сечение при прогрессирующем страдании плода: как избежать обвинений врача в бездействии? 
  • Мать не даёт согласия на реанимацию новорождённого с ЭНМТ: что делать?
  • Отказ родителей от вакцинации ребёнка: есть ли правовые последствия? 
  • Приём несовершеннолетней при отсутствии законного представителя: только по жизненным показаниям? 
  • Постановка несовершеннолетней на учёт по беременности: нужно ли информировать органы МВД?
  • Как врачу себя вести при поступлении жалобы на качество оказываемой им помощи?
  • На что важно обратить внимание при оформлении медицинской документации? И многое другое.

Одним из обсуждаемых вопросов стал вопрос о необходимости передавать органам МВД или Прокуратуры сведения о несовершеннолетних, обращающихся в женские консультации при беременности. Не секрет, что сами органы выступают инициаторами сбора таких материалов, однако медицинскому учреждению не стоит забывать о существовании врачебной тайны.

Так, ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет недопущение разглашения сведений, составляющих врачебную тайну. К таким сведениям относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Предоставление таких сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

  1. в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
  2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  3. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
    1. в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;
  4. в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему до 15 лет и несовершеннолетнему, страдающему наркоманией до 16 лет;
  5. в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
  6. в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  7. в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;
  8. при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  9. в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  10. в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 565н "Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий" установил, что медицинские организации передают сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в случаях наличия у них признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий, среди которых в рамках обсуждаемой темы можно выделить:

  • признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  • признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;
  • истощение;
  • иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

Таким образом, обязанность врача предоставлять сведения о беременности несовершеннолетних лиц органам внутренних дел или прокуратуры законодательно не установлена. Такие сведения могут быть переданы только по соответствующему запросу в связи с рассмотрением конкретного дела в отношении конкретного лица, а не неопределенного круга лиц, что подтверждает также Минздрав РФ. Передача таких данных может быть расценена судом как нарушение врачебной тайны и ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", на что указывает и судебная практика.

Автор: Т.О. Шилюк, кандидат юридических наук, 
старший преподаватель 
кафедры административного права и процесса
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»
Instagram: @mama_v_prave