07 ноя 2019
589

Роль матери в восприятии стрессовых ситуаций у ребёнка

Автор статьи:
Елена Валерьевна Мухамедова,
клинический
психолог Клиники «Поколение NEXT», член РАРЧ

С самого момента появления малыша на свет родители пытаются защитить ребенка от возможной физической и психической опасности. Они стремятся оградить его душевный мир от чрезмерного чувства беспомощности, которое сопровождается тревогой, ведь если тревога чрезмерна, и младенец не имеет сил с ней справиться самостоятельно, то запускаются механизмы психического умирания, а в крайних случаях – и физического. Главным спасителем от тревог высокого регистра, безусловно, является мама.

В случае опасности мама справляется со своими тревогами и имеет возможность успокоить ребенка. Другими словами – принять колоссальное беспокойство и тревогу младенца, переработать и вернуть блаженство, аналогичное внутриутробному. Вместе с тем, мать, переполненная собственными тревогами, у которой нет сил и возможности принять затапливающую тревогу ребенка, бессознательно перекладывает ответственность за гибельно-тревожное состояние и развитие на самого малыша. Она передает младенцу бессловесную информацию о том, что ничем не может ему помочь, что она опустошена или изначально пустая.

В этот момент у младенца и его матери начинается борьба за жизнь. Младенец кричит, его мучают колики, он может заболеть и неожиданно выздороветь, с ним происходят какие-то совершенно не характерные события. Ребенок пытается оживить свою мать и привлечь к себе ее внимание. Он «просит», чтобы «она обратила себя» именно к нему и отключилась от внешнего «шума и суеты». Мама, включаясь в младенца, понимает его язык на уровне ощущений. Иная реакция младенца: он становится апатичным, безучастным, отказывается от груди и плохо набирает вес. Тут уже мама включается и начинает «оживлять» ребенка активными действиями и своей включенностью в него.

Если двухнедельная послеродовая депрессия прошла вовремя, то происходит психологическая встреча мамы и ее ребенка. Это дает возможность младенцу быть живым, а маме – принять новый этап своей жизни, в котором есть место еще одному члену семьи. Это бессловесное взаимодействие, в котором две психические реальности – мамина и младенца – должны встретиться. Для ребенка в этот момент лучше иметь любую маму, чем никакую. Он не может разделить мир на «плохой» и «хороший» и опирается только на ощущения своего тела, за которым осуществляется уход. Он воспринимает мир маминым чувствами, которые очень важны для него в этот период жизни.

Закрытая мама не может вместить «поглощающего» ребенка. Довольно часто можно услышать фразу «он так жадно меня сосет, что будто хочет съесть меня». Часто такие мамы бывают гипертревожными и получают либо апатичного младенца с признаками аутизма, либо гиперактивного с признаками СДВГ.

Младенец с самого момента своего рождения просит помощи, чтобы Мир в лице мамы увидел его как субьекта, и тогда он сможет почувствовать себя живым в новой среде и новом мире как объект любви. В будущем он сможет любить и заботиться не только о себе, но и сможет полюбить другого человека.

Такой любви учит только Мама. В противном случае – на протяжении всей жизни мы ее ищем в муже, в детях, подругах, работе и т.д.