07 окт 2019
848

Психосоматика: как говорит тело?

Автор статьи:
Елена Валерьевна Мухамедова,

клинический психолог Клиники «Поколение NEXT», член РАРЧ

Поговорим о симптоме. Психосоматическое заболевание — это способность тела брать на себя функции души или способность души перенаправить телу те переживания, которые кажутся для нее невыносимы.

Чаще всего это впервые происходит в раннем детстве или даже в младенчестве по той причине, что ребенок – а тем более младенец – не может связать свои ощущения с происходящими событиями, когда ему плохо. Рассказать об этом взрослому человеку (маме), используя речь, он не может, а если мама не догадывается о состоянии ребенка, то включается его тело, и он заболевает. Таким способом коммуникации ребенок владеет сиюминутно и виртуозно. Он не может потерпеть и подождать, пока мама догадается, и его тело действует почти мгновенно. Обращали ли Вы внимание на то, как дети мгновенно заболевают и так же быстро выздоравливают, если мама быстро реагирует на симптом?

Сознание и тело разговаривают на разных языках: первое использует слова, а второе – ощущения. Если мама своей заботой и вниманием снимает симптом и понимает причину заболевания, то ребенок перестает использовать соматический канал донесения информации о себе. Если мама невнимательна или гипертревожна, то симптом уходит в глухую оборону, и мы получаем хроническое заболевание или блуждающий симптом. Ребенок благодаря симптому получает постоянное внимание и ощущение своей значимости и ценности, а мама – оправдание гипертревоги и звание «Самая заботливая и лучшая мама на свете».

Каждый получает желаемое, вот только путь весьма затратен и труден.

Что или кто может помочь?

Необходим разговор. Очень важно «поговорить» с симптомом, он ведь что-то хочет рассказать тревожной маме или уже повзрослевшему ребенку. Симптому «надоело» стучаться в закрытую дверь, и хочется «домой» в свое психическое пространство, где его любят и ждут.

Как это сделать?

«Разговор» нашего тела происходит посредством вегетативной системы, которая, помимо соматической, является частью нервной системы. Она контролирует работу внутренних органов и обмена веществ. Интересно, что несмотря на свое значительное влияние, вегетативная нервная система очень «скрытная», т. е. никто не может явно почувствовать изменения в ней. Практически не существует таких заболеваний, в развитии и течении которых не играла бы важную роль вегетативная система

Одним из способов использования языка для адресной активации внутренних ресурсов человека является «прощальное письмо симптому». Это прием, предложенный Носсратом Пезешкианом – немецкий невролог, психиатр и психотерапевт иранского происхождения – основатель позитивной психотерапии. Основной целью данного эксперимента является выработка у человека принятия симптома. Под симптомом мы понимаем те обстоятельства или личные переживания, которые воспринимаются как травмирующие. Когда нас что-то беспокоит, кажется, что в жизни нет ничего, кроме этого. Письмо позволяет не только научиться рассматривать симптом как часть жизни, но и найти новые способы реагирования на него. Другими словами, происходит «контрпрограмма» для мозга. У человека были определённые личностные качества, которые его вполне устраивали и позволяли структурировать свою жизнь, но потом ситуация изменилась, и то, что раньше помогало, превратилось в помеху.

Инструкция по написанию «прощального письма» к симптому

Представьте, что у Вас длительное время был друг-симптом (например, «страдание от неразделенной любви», «созависимые отношения», «заболевание, которое вызывает определенные чувства» и т.п.). Общение с этим «другом», очевидно, привносило в Вашу жизнь что-то важное для Вас, но, как это часто бывает, этот контакт сам себя исчерпал. Вы решили расстаться с этим другом.

Сейчас Вам надо написать ему прощальное письмо. Ваше послание должно состоять из трех частей: в первой части надо поблагодарить симптом за то, что он давал. Во второй —обосновать, почему Вы решили с ним расстаться. В третьей — описать, как будет складываться Ваша жизнь без этого симптома, какие конструктивные действия Вам позволят строить более конструктивные отношения с окружающей средой и другими людьми.

При составлении письма в случаях психосоматических нарушений есть смысл обращаться не к диагнозу как таковому, а к эмоции, чувству, убеждению или переживанию, которые сопровождают человека, когда он задумывается о болезни. Когда мы пытаемся сформулировать разрушительное убеждение, имеет смысл поиграть словами и подыскать такие, при проговаривании которых будет возникать наиболее сильный эмоциональный или телесный отклик. Это важно ввиду того, что прощание – это маленькое горе, которое тоже надо правильно прожить и отпустить!

Письмо - пример:

Здравствуй, дорогое моё убеждение «Я виновата»! Я пишу тебе впервые, и это — моё прощальное письмо. Мы много лет были вместе, ты помогало мне, поддерживало меня и было мне нужно. Я благодарна тебе за это время. Ты научило меня смотреть критическим взглядом на себя и свои поступки, научило обращать внимание на самые мелкие мелочи жизни и подмечать все черты моего характера. Благодаря тебе я научилась вникать в проблемы и тревоги других людей, понимать и заботиться о тех, кто рядом. Благодаря тебе я научилась понимать, что уже сделанные мною поступки — свершившийся факт, их не изменить. Научилась анализировать себя, свои мысли и сделанное мною. Ты научило меня структурировать время и давать оценку событиям.

И, научившись всему этому, я поняла, что пришло время расстаться. Оставаясь с тобой, я не могу в полной мере реализовать себя. Время, структурированное с твоей помощью, — не креативно, расходуется не творчески. Постоянно оглядываясь назад, я показываю будущему спину, лишаю себя возможности ставить себе перспективные задачи. С тобой я нахожусь в иллюзии, что могу что-то изменить в прошлом, а это невозможно. Копание в прошлом лишает меня возможности развития, а это — путь в никуда. Из-за постоянного осуждения себя и нелюбви к себе я не могу любить и дарить любовь моим близким, потому что не умею.

Я благодарна тебе за то, что ты было рядом, но теперь у меня будут другие спутники. Мне нужно многому научиться. Видеть смысл в моих поступках, даже тех, которые мне не нравятся, и извлекать из них опыт. Мне необходимо осознать моё место в жизни других людей. Перестав цепляться за прошлое во имя будущего развития, я смогу принять то, что моё развитие может оказывать на близких различное воздействие. Прощай.