23 авг 2021
2033

Привычное невынашивание. Взгляд клинического психолога

Елена Валерьевна Мухамедова – клинический психолог Клиники «Поколение NEXT», член РАРЧ.

Как часто женщина, увидев две полоски, думает: «Эх, как некстати… Я еще не успела съездить в отпуск/сделать ремонт/защитить диссертацию и т.д.». Беременность, даже если она была запланированной, очень часто оказывается «некстати». Выясняется, что у женщины было много планов на ближайшее время, которые она хотела реализовать.

Работа неокортекса – части мозга, которая отвечает за рациональное мышление – во время беременности становится менее активной. Женщина в первом триместре беременности может испытывать вялость, сонливость, утомляемость, ей чаще хочется отдыхать и быть пассивной. Природа дает женщине возможность приспособиться к серьезным изменениям, которые начинают происходить в ее организме: к перестройке гормональной системы, увеличению объема крови, развитию беременности. Поэтому на ранних сроках так много рисков, которым подвержено дитя – женский организм еще только настраивается на материнство, а развитие ребенка уже идет полным ходом. Кстати, развитие нервной системы малыша продолжается всю беременность, хотя уже на 12 неделе беременности сформированы ее физиологические основы.     

В то же время более активно начинают работать первичные структуры мозга, в которые входят мозжечок, гипофиз и гипоталамус. Именно они управляют гормональной и иммунной системами организма. Женщина становится более чувствительной, эмоциональной, нередко – плаксивой. Весь период внутриутробного развития малыша закладывается отношение человека с матерью, а через нее – с миром. Принятие женщиной своей беременности для ребёнка означает, что он здесь нужен, его поддерживают, любят и ждут.

Если женщина испытывает стресс от состояния беременности, у нее включаются страхи: «а вдруг ребенок родится больным\ я стану некрасивой, от меня уйдет муж\я потеряю работу и привычный образ жизни», то работа организма дает сбой. Первое, с чем начнет бороться иммунная система женщины – это с причиной, а значит – с беременностью.

По научным данным, беременные женщины с медицинским диагнозом «невынашивание беременности» отличаются эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, высоким уровнем личностной тревожности, сензитивностью, мнительностью, астеничностью, снижающей активность личности, неадекватной самооценкой.

Рассмотрим психологические (психосоматические), родовые и мистические причины и условия невынашивания беременности.

Функциональная стерильность

В психологии и психотерапии существует понятие “функциональная стерильность”. Оно описывает невозможность забеременеть или выносить ребёнка при отсутствии каких-либо органических, гормональных, физиологических причин для этого. Находится какая-то психологическая причина (конфликт), которая вытесняется на уровень функционирования репродуктивной системы и не даёт беременности быть.

Самопрограммирование

Негативный прошлый опыт: информация о тяжелой болезни, передающаяся в роду, факты выкидышей, рождение больного и нежизнеспособного ребенка, внезапно увиденный больной ребёнок в близком окружении. Страх, что родится больной малыш, включает установку: «Пусть лучше никакого, чем такого!»

История рода

В роду прослеживается «сбойная линия»: шизофрения, склонность к суицидам, тяжёлый алкоголизм, неизлечимый недуг, несчастная тяжёлая судьба. Семейная тайна о беременности и аборте. История истребления, имевшая место в роду.  

Невынашивание или невозможность забеременеть может проявлять ложные мотивы быть беременной, а истинные мотивы не признаются: надежда удержать партнёра с помощью ребёнка, отодвинуть проблемы, возникшие в семье, страх изменений в теле.

Беременность для них включается в круг ситуаций, вызывающих сильное беспокойство, стресс; они ориентированы скорее на состояние неудачи, что подразумевает большее эмоциональное беспокойство при часто возникающих «помехах» во время вынашивания ребенка. Поэтому в психологии саму ситуацию беременности и материнства рассматривают как кризисную, требующую адаптации к беременности как физиологическому и психосоматическому состоянию и адаптации к материнству как принятию роли матери и материнской позиции. Женщина учится воспринимать будущего ребенка, соотнося свои потребности с фактом его существования.

Динамика психического здоровья женщины в период беременности отражает функционирование системы взаимодействия матери и ребенка и способностью женщины к пересмотру и изменению своих жизненных целей в соответствии с целями будущего ребенка. Каждый раз способ переживания стрессовой ситуации будет зависеть от личностных особенностей женщины и от того, насколько устрашающими для нее окажутся все составляющие ситуации беременности и материнства.

Пример:

Женщина 35 лет, третий выкидыш в 5-6 недель беременности. После психологической диагностической сессии выясняется, что она боится вообще этого состояния. Никаких логических объяснений нет, и только в рисунке женщина рисует надвигающийся страх, как волну, которая вот-вот ее накроет. Молодая женщина начинает плакать навзрыд и выясняется, что мама с 13 лет постоянно твердила: «Только попробуй принеси в подоле, уйдешь на улицу и на меня не рассчитывай!». Это состояние ужаса настолько засело в ее голове, что как только в теле появлялась желанная беременность, включалась лампочка «опасность», и тело очень быстро справлялось с нарушителем стабильности и покоя. Проработав эту ситуацию и дав себе разрешение «принести в подоле», женщина родила подряд троих детей.

Таким образом, для решения проблемы невынащивания беременности необходим целостный подход, учитывающий медицинские, психологические и социальные аспекты в этиопатогенезе этого заболевания.