Почему бить ребенка – недопустимо
Автор статьи: Елена Валерьевна Мухамедова, |
Тема о том, возможно ли бить ребенка, хоть и стара, но довольно актуальна и по сей день. Психологи категорически против физического воздействия на ребенка. Родители и воспитатели, конечно, с этим согласны, но в реальности - так ли это и почему? Все ЗА, а на деле очень часто взрослые не могут себя сдержать в своем раздражении и решают проблему «по-быстрому и по-старому».
Почему нельзя бить?
Во-первых, потому что от этого действия облегчение получает родитель (взрослый), а ребенок получает лишь напряжение. Другими словами, механизм таков - ребенок испытывает «напряжение» (страшно, больно, разозлился, заболел) и хочет его снять. Малыш еще не может перевести чувства и эмоции в правильные слова и сказать об этом. Он начинает действовать: кричать, истерить, плакать, бегать, ломать, потому что это доступный для него способ снять напряжение. Если родитель не реагирует или не может догадаться, что происходит с ребенком, то напряжение растет и переходит уже в неконтролируемую фазу.
Что происходит с родителем?
Теперь напряжение начинает расти у родителя, и он хочет прекратить это неприятное ощущение напряжения в своей психике и теле. Самый простой способ — это физическое воздействие, другими словами – ударить и накричать на ребенка, чтобы он «прекратил». Это самый быстрый способ выражения родительской тревоги.
Что происходит с ребенком в этот момент?
Ребенок обескуражен, он ничего не понимает. Почему от любимого и родного родителя ему становится еще хуже? Напряжение возрастает еще больше, но в то же время его заставляют «проглотить» страх и напряжение. Ребенок замолкает или прекращает бегать и истерить, потому что он начал испытывать ужас, который уже исходит от родителя, и который сопряжен с угрозой для его жизни. Выхода нет, и психика принимает решение «вырезать эпизод» и подчиниться, сделать вид, что ничего не происходило, забыть, иначе от такого ужаса можно умереть физически и психически.
Слышали наверное такие слова «ничего, больше поплачет, меньше пописает», «только что истерил и катался по полу, а сейчас все забыл уже», и так далее. Но из песни слов не выкинешь, и «ничто на земле не проходит бесследно».
Что будет?
Начинает расти недоверие, агрессия, одиночество. Один вариант исхода - ребенок наращивает «истерические» способы взаимодействия, что может довести до фактического психоза и отставания в развитии. Название такому явлению - девиантное поведение. Это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Другой вариант - ребенок замыкается и начинает сам справляться со своими «напряжениями», что может в будущем привести к всевозможным зависимостям. Название такому явлению - аддитивное поведение. Особая форма деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.
Что делать?
Быть «достаточно хорошим» родителем, чтобы понять тревоги и страхи своего ребенка и вовремя прийти на помощь, пока напряжение не переросло в неконтролируемую фазу.
«Хорошее родительство» не передается генетически по наследству. Всего 200 лет назад это был естественный процесс и этому учились в родительской семье. Были достаточно четкие нормы и правила взаимодействия между полами и поколениями, что давало возможность продвигаться по жизни, экономя психическую энергию и имея базовые опоры в жизни.
В наши дни этому надо учиться на семинарах, тренингах, по книгам, и намного реже - в собственной семье. Ребенку предоставляется многообразие выбора, к чему он не готов ни физически, ни психически. Когда он пытается освоить предоставленные ему возможности и входит в резонанс со своим родителем, то может получить физическое наказание. Ребенок должен расщепить свою психику, чтобы продолжать «любить» родителя и не сойти с ума от постоянных противоречий и вседозволенности.
Про физическое воздействие говорят, что «этого делать нельзя, это плохо», но продолжают так поступать. Самое ужасное, что это делают сами родители или те, кто имеет возможность устанавливать правила и законы над ребенком. Если в семье созданы ориентиры и правила взаимодействия, то появляется возможность держаться за них и преодолевать всевозможные трудности жизни независимо от того, реальные они или фантазийные.