21 окт 2016
1023

Первые итоги работы Медицинского симуляционного центра при Боткинской больнице

Год назад в октябре 2015 г. в Москве был открыт Медицинский симуляционный центр (МСЦ) Департамента здравоохранения г. Москвы при многопрофильной больнице им. С.П. Боткина. В течение этого времени обучение в МСЦ прошли более 6,2 тыс. человек (3245 врачей и 2988 представителей среднего медицинского персонала).

Среди основных задач и целей МСЦ были поставлены:

  • организация и обеспечение условий для повышения эффективности и качества профессиональной подготовки медицинских работников благодаря применению современных технологий освоения практических навыков;
  • разработка и реализация образовательных программ, основанных на моделировании клинической ситуации с применением интерактивных тренажеров и высокотехнологичных симуляторов для оттачивания алгоритма действий каждого обучающегося и бригады в целом, с выбором тактики лечения в соответствии с существующими стандартами;
  • разработка объективных критериев для системы сертификации и аттестации специалистов, определения порядка допуска обучающихся к оказанию реальной медицинской помощи;
  • проведение научных исследований и клинических испытаний с применением симуляционного оборудования для внедрения в практику современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения;
  •  изучение международного опыта по использованию симуляционных технологий в медицинском образовании

МСЦ оснащен комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности, включая 8 человекоподобными роботов, благодаря которым обучающиеся имеют возможность отрабатывать практические навыки, а также комплексами-фантомами, создающими на экране реалистичную иллюзию операции и манекенами-имитаторами. Один из наиболее высокотехнологичных роботов - Ceasar, воспроизводящий человеческий пульс, сердцебиение, артериальное давление и способный имитировать кровотечение, травмы, ожоги, ранения, человеческую реакцию на боль. Робот проявляет реакции на действия врачей и на введение медицинских препаратов. Симуляторы младенцев BabySim, Prematur и Virtubor воспроизводят все физиологические реакции новорожденных, что необходимо для обучения неонатологов, а робот Noelle, симулирующий беременную женщину, позволяет врачам отрабатывать действия на всех этапах родоразрешения. Робот HPS предназначен для отработки практических навыков, командных действий бригады врачей и клинического мышления, а также моделирования разнообразных клинических ситуаций.

Управление образовательным процессом в МСЦ осуществляется высокотехнологичной системой «LearningSpace» — программно-аппаратным комплексом «Обучающее пространство».

За прошедший год в МСЦ прошли обучение специалисты более чем по 40 программам повышения квалификации по различным медицинским специальностям: хирургии (в том числе рентгенэндоваскулярной и робот-ассистированной), эндоскопии, сердечно-лёгочной реанимации, ультразвуковой диагностике, артроскопии, гинекологии, оториноларингологии, нейрохирургии, инструментальной диагностике, терапии, офтальмологии, акушерству, урологии, сестринскому делу и паллиативной помощи.

Дополнительные профессиональные программы обучения в МСЦ разрабатываются совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения Москвы. В течение года были проведены 665 курсов (более 14 000 академических часов). В настоящее время активно реализуются такие программы, как «Основы лапароскопической хирургии» (базовый и продвинутый курсы), «Стандартизированный пациент в практике врача-терапевта», «Методика использования симуляционных технологий в обучении врачей-урологов», «Сестринский процесс в паллиативной помощи», «Комплекс расширенной сердечно-легочной реанимации и интенсивной терапии на догоспитальном этапе», «Основные принципы эндоскопической эндоназальной хирургии и микрохирургии среднего уха».

Обучение в МСЦ проходит без отрыва от практической деятельности. При этом слушатели программ имеют возможность практического применения своих навыков в ситуациях ежедневного риска. К примеру, слушатели программы «Сердечно-легочная реанимация. Базовый курс» отрабатывают приемы помощи пострадавшим при ЧП в метро. Для этого в МСЦ была специально сконструирована клиника-симулятор вагона.

Кроме того, ввиду участившихся случаев конфликтных ситуаций между пациентами и специалистами было решено разработать курс бесконфликтного общения для предоставления врачам возможности со своей стороны регулировать назревающую спорную ситуацию без ущерба для двух сторон. Программу прошли уже более 600 специалистов.

С января 2016 г. в МСЦ с помощью симуляционных технологий проводят также оценку компетенций при аттестации врачей-хирургов и врачей-эндоскопистов.

В июне 2016 г. в симуляционном центре стартовала инновационная программа для врачей-оториноларингологов, в ходе которой специалисты тренируют проведение операций при патологиях среднего уха, околоносовых пазух и полости носа. В этом месяце стартовал курс для обучения навыкам оказания паллиативной помощи детям сотрудников детского хосписа «Дом с маяком», бесплатно оказывающего паллиативную помощь маленьким пациентам и их семьям.

Как отмечает главный врач Боткинской больницы Шабунин Алексей Васильевич, МСЦ имеет большие планы на будущее. В настоящее время в МСЦ разрабатывают и внедряют образовательные программы и для сотрудников экстренных служб, военных, водителей, которым предполагается предоставить обучение навыкам оказания первой помощи при различных чрезвычайных ситуациях. Помимо этого, сейчас готовится курс «Интенсивная терапия неотложных состояний в педиатрии» для врачей педиатров, врачей-неонатологов, врачей-анестезиологов-реаниматологов.

В разработке находятся программы «Взаимодействие среднего медицинского персонала в операционном блоке» (для медицинских сестер операционных блоков) и «Управленческие подходы к обеспечению качества сестринской помощи пациентам» (для обучения старших медицинских сестер навыкам планирования, анализа, контроля в организации сестринского процесса).

В ближайших планах перед МСЦ стоят прохождение общественной аккредитации, внедрение дистанционных форм обучения и развитие электронных информационно-образовательных ресурсов.

Материал подготовила: Перова Мария Петровна