Нейродиагностика и коррекция нарушений у детей
– На что направлена нейропсихологическая диагностика у детей? Какие показатели позволяет определить?
– Нейропсихологическая диагностика направлена на исследование и анализ работы высших психических функций ребенка, определение степени сформированности и выявления возможных дисфункций в работе каких-либо психических сфер, а также – с целью установления взаимосвязи выявленных особенностей с особенностями функционирования мозга. Это осуществляется с помощью специальных проб (тестов). Нейродиагностика позволяет определить сформированность функций памяти, внимания, двигательной сферы, функций восприятия (зрительного, слухового, тактильного), пространственных представлений, функций программирования и контроля.
– В какие именно периоды детского возраста проводятся диагностические исследования?
– Нейропсихологическую диагностику рекомендуют проводить с 6-7-летнего возраста. Обычно в этот период рекомендовано проводить оценку готовности ребенка к школе. Также родители обращаются за помощью к нейропсихологу и в более старшем возрасте при выявлении определенных проблем в психической и эмоциональной сфере, при имеющихся задержках в психическом развитии, для определения стратегий для дальнейшей психокоррекционной работы.
– Какие проблемы, диагностированные таким образом, выявляются наиболее часто?
Характер нарушений очень разнообразен и зависит от зоны дефицитарности или несформированности функции. Но, как правило, большинству детей присущи нарушения так называемого «первого» блока мозга, который еще называют энергетическим. Могут быть жалобы на утомляемость, трудности концентрации внимания, сосредоточения, быстрая истощаемость, лабильность психических процессов. Это приводит к тому, что последующие вышележащие слои будут формироваться дисфункционально. Например, могут проявляться нарушения в речевой сфере, в письме, в эмоциональной сфере, в поведении и т.д.
– Что включает в себя коррекция нарушений? Какие методы применяются?
Любая психомоторная коррекция включает в себя ряд упражнений по определенной последовательной схеме, усложняющихся по мере продвижения занятий. Упражнения направлены на проработку разных мозговых зон. Занятия проводятся с психологом раз в неделю, при этом заданные упражнения ребенок выполняет дома самостоятельно каждый день (это является необходимым условием для успешной работы).
– По каким признакам родители могут понять, что имеются какие-то проблемы, и необходимы коррекционные меры?
Жалобы могут быть различного характера. Приведу несколько примеров: быстрая отвлекаемость, истощаемость, легко наступающая усталость, трудности сосредоточения, усвоения школьной программы, трудности звукоразличения, ошибки в письменной и устной речи («плохой» почерк, замена букв, слов, плохое интонирование, ошибки в ударениях, компенсаторное многословие или наоборот молчаливость), «зеркальность» в письме, рисунке, эмоциональные нарушения (лабильность, либо апатия, быстрая пресыщаемость), дезадаптация среди сверстников, снижение мотивации и интереса.
– К кому в таком случае обращаться? Какой специалист занимается нейродиагностикой и коррекцией?
При возникновении данных особенностей и запроса на диагностику и последующую психомоторную коррекцию, стоит обращаться к нейропсихологу. Есть специализированные центры, в штате которых есть такие специалисты, либо можно записаться на частный приём. Кроме того, при наличии жалоб неврологического характера, имеет смысл проконсультироваться с неврологом для более полного понимания происходящего.
– Каковы прогнозы при своевременной коррекции психоневрологических нарушений у детей?
– При своевременной диагностике и оценке имеющихся жалоб, становится возможным вовремя и наиболее точно соотнести выявленные симптомы с патологией или индивидуальными особенностями в работе головного мозга, что позволит разработать подходящую для данного ребенка программу психокоррекционных мероприятий. Методы психомоторной коррекции способствуют активизации высших психических функций ребенка, восстановлению и построению взаимодействий между различными уровнями психической деятельности, что в свою очередь ведет к оптимизации в работе функций внимания, памяти, речевой сферы, письма, счета, эмоциональной и волевой сфер ребенка, помогает скорректировать проблемы школьной успеваемости, подготовить и адаптировать ребенка к самостоятельной активной деятельности в социуме. Кроме того, немаловажную роль играет психотерапия в формате индивидуальных, групповых или семейных встреч, которая может оказаться дополнительной поддержкой родителям и детям для преодоления сложностей в межличностных отношениях и помочь в вопросах самооценки, адаптации, развития коммуникативных навыков и в разрешении внутри- и межличностных конфликтов.
Подготовила интервью:
Мария Зеленская,
Руководитель по связям с общественностью Ассоциации медицинских журналистов,
Шеф-редактор журнала «Дайджест Академии акушерства и гинекологии»