09 апр 2020
411

Коррекционные мероприятия при задержке речевого развития у ребенка

Автор статьи: кандидат медицинских наук, врач-невролог, врач функциональной диагностики 

Сергей Сергеевич Ермолаев

Задержка речевого развития (ЗРР) становится в современном мире всё более актуальной проблемой. Она выражается в недоразвитии словарного запаса как в качественном смысле (нечёткие слова, неправильное сочетание звуков), так и в количественном (малый запас слов). Важно сказать о частой ошибке, наблюдающейся в практике невролога: нередко приходится слышать от родителей фразу: «Нам сказали, что о задержке развития речи можно думать только после 3 лет». Таким образом, многие сознательно закрывают глаза на проблему до этого возраста, причем зачастую с подачи специалиста.

Ещё одно парамедицинское утверждение, не соответствующее действительности, заключается в идее о том, что у мальчиков ЗРР в норме возникает чаще, что впоследствии ведёт к потере времени для начала занятий. Данный диагноз ставится лишь на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невролога, логопеда. Прежде чем назначать лечение в такой ситуации, выясняется причина, по которой произошла задержка.

Важно начинать коррекционные мероприятия при отсутствии слов или «предслов» в возрасте 1 год - 1 год 2 месяца.  В первую очередь, нужно определить причину ЗРР, и часто их бывает несколько. Чаще всего это отдалённые последствия недостаточного поступления в мозг питательных веществ, кислорода, интоксикации. С неврологической точки зрения, можно и нужно начинать лечение, не дожидаясь проявления симптомов щадящими немедикаментозными методами, а при неэффективности - медикаментозными. Начинать мероприятия можно уже  практически с первых дней, если  по данным медицинских осмотров беременной и выписке из роддома звучат определенные диагнозы и заключения. К примеру, когда на скрининге отмечают гипотрофию плода,  различные аномалии развития, в том числе - плаценты, сосудов пуповины, обвития пуповиной. Обвития опасны и по типу портупеи, когда обматывается ручка и шея (пережимаются сосуды пуповины), и только шеи (помимо сосудов пуповины пережимаются сосуды шеи ребёнка). Также могут быть опасны гипоксия в родах как следствие долгих или быстрых (иногда - стремительных) родов, когда происходит как бы травмирование мозга в результате неравномерного прохождения через родовые пути. Также должны обращать на себя внимание переношенность, недоношенность, асфиксия и аспирация околоплодными водами; возможная интоксикация клеток мозга при затянувшейся желтухе.

Учитывая эти факторы, нужно подключать уже на ранних этапах необходимую коррекцию.

Следует помнить:

  • Если после двух недель жизни не проходит желтуха, нужно начинать с ней бороться медикаментозно и, возможно, применяя фототерапию;
  • При беспокойном сне ребёнка и повышенной возбудимости по неврологическим причинам  (а не по педиатрическим, например, из-за кишечных колик), возможно использовать успокаивающие травки и микстуры, а при их неэффективности - определенные медикаментозные препараты по рекомендации врача;
  • Нарушенные ритмы питания и сна (неравномерные промежутки) приводят к истощению мозга постоянными командами на незапланированную активность. Часто это бывает, когда родители кормят ребёнка  «по требованию», ошибочно принимая любое негативное поведение ребёнка за голод, начиная кормить и сбивая циркадные ритмы, т.е. циклические колебания интенсивности различных биологических процессов;
  • Нарушения мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистонус) могут служить проявлением неправильной коорлинации мозгом работы мышц и, следовательно, истощением резервных возможностей. Устраняя тонусные нарушения, мы даём возможность мозгу не тратить драгоценные резервы, важные для развития высшей нервной деятельности;
  • При задержке двигательной и эмоциональной активности, когда ребёнок проявляет пониженную активность (часто родители и некоторые доктора радуются, говоря: «какой, мол, у вас спокойный ребёнок»), а на самом деле имеет место быть угнетение нервной системы, при этом упускается время для принятия коррекционных мер.

При этих признаках часто необходимо использование следующих препаратов, назначающихся в индивидуальном порядке неврологом. Из большого количества лекарств чаще всего применяются так называемые «витамины для мозга»: нейромультивит, актовегин, кортексин, церебролизин и др., лекарства, стимулирующие речевые зоны. Для снижения повышенной возбудимости, поддерживающей мозг в постоянно сверхактивном состоянии, нарушающем сон, используются как травяные препараты в виде фитокомплексов и успокаивающие сиропы, так и при индивидуальном подборе, так и медикаментозные групп нейролептиков и др. Активно применяются  физиотерапевтические методы: магнитотерапия и электрорефлексотерапия, позволяющие восстанавливать работу отдельных центров головного мозга - тех, что отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас и интеллектуальные способности. Физиотерапевтические методы применяется только в отсутствии у ребенка судорожного синдрома, выявляемого на ЭЭГ. После 1 года уже можно начинать активно использовать  логопедическую коррекцию и привлекать психологов.

Крайне важна работа внутри семьи, когда родители методично и часто обучают детей словам и понятиям.  К примеру, мама как человек наиболее близко и часто общающийся с ребёнком показывает картинки на кубиках и говорит: «Тая, это - собачка, это - кошечка, это - птичка». Если ребёнок устал, можно переключить его на другие предметы, окно, дверь и т.д. Важно выработать у ребёнка указательный жест, показывая пальцем на предмет и называя его. Когда ребёнок начинает повторять названия «на свой манер», к примеру:  лампа - «апа», родители не переходят на язык ребёнка, а продолжают правильно называть усвоенные понятия. Если так продолжать работу в течения всего дня, то восприимчивый мозг ребёнка достаточно быстро освоится в окружающем его мире. При ситуации, когда занятия внутри семьи не дают должного эффекта, уже после 1 года 2 месяцев - 1 года 5 месяцев можно пригласить на помощь профессионального логопеда, а в 2 года и более - возможно участие психолога.

Часто встречается заблуждение, что логопед лишь убирает дефекты речи. Логопед также активно обучает ребёнка новым словам и понятиям с использованием логопедического массажа и других методик.

Важная методика для раннего детского возраста (около 3 лет): логоритмика. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

Таким образом, хочется отметить главное: крайне важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на раннее выявление и коррекцию нарушений формирования устной и в дальнейшем письменной речи у детей  на основании наблюдения и анализа развития ЦНС ребёнка с внутриутробного возраста. Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в том числе - медикаментозной терапии, должно осуществляться по индивидуальным планам для каждого ребенка, обязательно под контролем главного в этом вопросе специалиста - НЕВРОЛОГА, координирующего работу всех специалистов не медицинского профиля.