25 апр 2019
3783

Информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство. Интервью с Т.О. Шилюк

Автор: Т.О. Шилюк, кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административного права и процесса
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»
 

– Что такое – информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство? Для чего оно необходимо?

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство выступает необходимым предварительным условием медицинского вмешательства.

Такое согласие должно основываться на предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях и методах оказания медицинской помощи, о связанном с ними риске, о возможных вариантах медицинского вмешательства и его последствиях, о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

В этом и заключается основное предназначение ИДС – объяснить суть предстоящей процедуры и ее последствия, а также - последствия отказа от ее проведения и все сопряженные риски.

– Какими законами регулируется ИДС в РФ?

Общий порядок подачи ИДС регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно – статьей 20.

В качестве обязательного условия для медицинского вмешательства получение ИДС предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи ИДС на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" устанавливает правила предоставления и оформления ИДС и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают ИДС при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.

Также действуют акты, утверждающие формы таких согласий при совершении конкретных медицинских вмешательств. Например - Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2016 г. N 216н "Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины".

– Кто дает ИДС на медицинское вмешательство?

Согласие дает или сам гражданин, или его законный представитель. Если речь идет о несовершеннолетнем до 15 лет, согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или законный представитель. Такой же порядок установлен и в отношении несовершеннолетнего до 16 лет, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.

– Как оформляется и выглядит ИДС?

ИДС на медицинское вмешательство или отказ от него подшивается к медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе.

Такой документ содержит указание на наименование проводимой процедуры, на возможные риски и последствия и другую подобную информацию. Документ обязательно подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, а также - медицинским работником.

ИДС может быть составлен в форме электронного документа. В таком случае он подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации.

– В каких случаях может быть оказано медицинское вмешательство без оформления согласия? Как это регулируется законодательно?

ИДС должно быть подписано всегда, если речь не идет об исключительных случаях, перечень которых установлен законом. К таким в настоящее время относятся:

  • экстренные показания для устранения угрозы жизни человека, если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители, когда согласие дают они;
  • наличие у лица, в отношении которого проводится вмешательство, заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • наличие у такого лица тяжелого психического расстройства;
  • совершение лицом, в отношении которого проводится вмешательство, общественно опасного деяния (преступления);
  • проведение судебно-медицинской экспертизы и/или судебно-психиатрической экспертизы;
  • оказание паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю, и отсутствует законный представитель.

При этом надо учитывать, что разные исключительные обстоятельства предполагают разный порядок принятия решения о медицинском вмешательстве без согласия гражданина.

В зависимости от них такое решение может быть принято судом, врачебной комиссией, консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом. Важно, что об этом делается обязательная отметка в медицинской документации пациента, и уведомляется руководитель медицинской организации или руководитель отделения медицинской организации, сам гражданин или его законный представитель.

– Какие существуют сложные и неоднозначные аспекты в законе? Как они могут быть, по-Вашему, проработаны?

В этом вопросе, скорее, стоит говорить о трудностях применения норм об ИДС. Одним из спорных вопросов, о котором многие говорят, является дача ИДС родителями в отношении детей. Ситуация особенно осложняется если речь идет о новорожденных, например, с экстремально низкой массой тела, когда требуются реанимационные мероприятия.

Закон предусматривает, что гражданин или родитель несовершеннолетнего может отказаться от любого медицинского вмешательства. Иногда в таком случае достаточно разъяснения последствий такого отказа, но не всегда этого бывает достаточно.

На случай отказа родителя или законного представителя от медицинского вмешательства, которое необходимо для спасения жизни пациента, медицинская организация имеет право обратиться в суд с административным иском для защиты интересов такого лица. Срок рассмотрения такого иска судом составляет 5 дней, и Верховный Суд отдельно уточнил, что продлению данный срок не подлежит. Однако не всегда в распоряжении у медицинской организации есть это время для ожидания.

Еще одним проблемным моментом является оформление ИДС. Конечно, невозможно учесть все нюансы при составлении такого документа и составить на каждую процедуру самостоятельную форму согласия. Но нельзя относиться к нему формально, на что неоднократно обращали внимание суды. У нас имеется обширная судебная практика, содержащая указание не неверно оформленные документы о согласии на медицинское вмешательство. Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2017 г. N 13АП-9094/17, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2017 г. N 11АП-5276/17.

Наконец, разъяснения обстоятельств, указанных в ИДС, не всегда верно воспринимаются пациентами или их законными представителями. Многие воспринимают ИДС как узаконенное снятие ответственности с медицинского работника и боятся его подписывать, считая, что таким образом берут ответственность за возможные осложнения или иные неблагоприятные последствия на себя. Однако ИДС не снимает ответственности с медицинского работника, а в случае наступления неблагоприятных последствий нужно разобраться, произошли ли они по вине медицинского работника или были возможными осложнениями, разъясненными в ИДС.

Подготовила интервью:
Мария Зеленская,
Руководитель по связям с общественностью Ассоциации медицинских журналистов,
Шеф-редактор журнала «Дайджест Академии акушерства и гинекологии»