Цифровое научное наставничество
Виртуальные помощники плотно входят в повседневность. Они упрощают жизнь, позволяют экономить время. Сотрудники НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ создали чат-бота, который помогает молодым врачам в удобное время и в удобном месте приступить к созданию первой научной статьи
О проекте
В России реализуется масштабный и очень амбициозный проект по трансформации первичного звена здравоохранения. Москва задает стандарты в этом направлении, прикладывая большие усилия по разработке и внедрению инновационных и цифровых технологий, оснащению оборудованием экспертного класса, развитию человеческого потенциала поликлиник. Ведь от качества работы первичного звена зависит успех всей системы здравоохранения. В свою очередь, научно-обоснованный и экспертный подход в организации лечения является «стандартом высокого уровня» в доказательной медицине. Поэтому так много внимания уделяется вопросам подготовки кадров здравоохранения, развитию у них критического мышления и исследовательских компетенций.
В 2021 году одним из успешных проектов в этом направлении стала инициатива по развитию исследовательских компетенций специалистов поликлиник, поддержанная заместителем руководителя Департамента здравоохранения Андреем Старшининым. В период с июня по декабрь 2021 года специалисты поликлиник получили доступ к ведущих мировым и российским базам знаний, а также приняли участие в образовательном курсе от ведущих экспертов в области доказательной медицины. Проект получил название «Научная лаборатория “Московская поликлиника”» и лег в основу создания чат-бота «Научный наставник». Разработчиками проекта стали специалисты Научно- исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента и Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы при кураторстве главного внештатного специалиста по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Департамента здравоохранения города Москвы Андрея Тяжельникова.
О чат-боте
Чат-бот находится в приложении Telegram. По поиску – Научный наставник. Подписавшись на канал, пользователь автоматически запускает курс. Преимущества чат- бота состоят в том, что он экономит время, которое могло быть затрачено на поиск необходимой информации, предлагает обучающие материалы в доступной и понятной форме. Интерактивный курс рассчитан на один месяц. Участник сам выбирает время обучения и интенсивность занятий.
Участникам предложено всего семь сжатых уроков. Обучающийся проходит их самостоятельно. По мере изучения материалов предлагается пройти итоговые проверочные тесты. Ответы на вопросы далеко не всегда очевидны: задания составлены так, чтобы нельзя было взять прямой ответ из лекций, а обучающийся мог проявить свои исследовательские и аналитические способности, применить дополнительную литературу. Если учащийся успешно прошел тесты (набрал допустимое количество баллов), чат-бот предоставляет ему форму для подачи заявки на назначение наставника для дальнейшей доработки публикации и ее продвижения в рецензируемых научных журналах. Если же он не набрал необходимого количества баллов, он может пройти обучение с помощью чат- бота снова и подать заявку еще раз. Количество попыток не ограничено, участник проекта может возвращаться к прохождению теста до достижения нужного результата.
Научный наставник
Научный наставник объясняет последовательность изложения материала в статье и особенности ее структуры, помогает систематизировать полученные данные для научно- исследовательских трудов, рассказывает о нюансах публикаций научных данных и о существующих информационных ресурсах.
Задача наставника – содействовать подопечному на всех этапах создания научной статьи до момента ее публикации в авторитетном издании.
Основная миссия наставника – помочь начинающему специалисту не растеряться в потоке информации, научить систематизировать полученные знания и уверенно применять практические навыки. Таким образом, у участника есть возможность не только наработать необходимую теоретическую базу, но и получить практические навыки и с помощью реального наставника, который приведет к цели, попробовать опубликовать свои первые статьи в научном издании.
Основная миссия наставника – помочь начинающему специалисту не растеряться в потоке информации, научить систематизировать полученные знания и уверенно применять практические навыки.
КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА
Виртуальный помощник «Научный наставник» рассчитан на начинающих специалистов, которые хотят развить исследовательские навыки, написать научную статью и опубликовать ее в авторитетном издании. В частности, участниками образовательного проекта могут стать:
- студенты медицинских вузов. Прохождение программы и работа с наставником поможет успешно написать дипломную работу и поступить в ординатуру;
- аспиранты-медики. Используя возможности чат-бота, аспиранты смогут опубликовать необходимый минимум научных статей для защиты диссертации;
- ординаторы и врачи. Публикация статей в научных журналах дает возможность подтвердить свою экспертность среди коллег;
- начинающие ученые. Проект «Научный наставник» – отличный «тренажер» для отработки исследовательских навыков, алгоритмов написания и продвижения научной работы.
Зарегистрироваться в чат-боте можно в мессенджере Telegram по адресу: https://t.me/Niiozm_bot
Елена АКСЕНОВА, директор Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента: «Чат-бот “Научный наставник“ призван сформировать и закрепить исследовательские навыки у молодых врачей, реализовать программу наставничества на всех потоках, создать рейтинг научной активности врачей московского здравоохранения. Наставник предоставляет подопечному все необходимые материалы, обучает сбору доказательной базы, работе со статистикой и данными. Участники получают не только теоретические знания, но и закрепляют практические навыки написания научных статей».
Оксана ПИВОВАРОВА, ученый секретарь Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента: «Наставничество не потеряло своей значимости в научной школе и является одной из форм методической работы, направленной на передачу знаний от опытного ученого молодому специалисту для адаптации к условиям научной деятельности и закрепления ряда необходимых в этих условиях первичных умений и навыков. Очень важно, чтобы научный наставник на начальном этапе направил молодого ученого, но и личная заинтересованность исследователя обязательно должна присутствовать».