06 ноя 2020
1919

Суррогатное материнство. Взгляд клинического психолога

Елена Валерьевна Мухамедова,
клинический психолог клиники «Поколение НЕКСТ», член РАРЧ

История суррогатного материнства начинается с древних времён. Первой суррогатной матерью можно считать Агарь, служанку Сары – жены престарелого Авраама, родившую им Исмаила. Законодательно было разрешено суррогатное материнство и в царстве шумеров. В те далекие времена суррогатная мать заслуживала уважения, и ей после рождения ребёнка полагалось вознаграждение. Осеменение тогда проводилось естественным путём, а для оплодотворения использовалась яйцеклетка суррогатной матери. Также практика суррогатного материнства была широко распространена в Древнем Риме и Греции.

В настоящее время подобное «суррогатное материнство» имеет место быть в восточных регионах: многодетная семья может отдать младенца бездетным родственникам. Отношение к такому событию – как к благому делу в интересах сохранения семьи. Ребенок воспитывается в традициях как полноценный член семьи.

Что происходит сейчас и почему встречается такое неоднозначное отношение к суррогатному материнству? С точки зрения перевода «суррогат — неполноценный заменитель чего-либо (википедия)». Такая интерпретация значение вызывает напряжение и настороженность.

Одна из существенных моральных проблем вокруг суррогатного материнства заключается в том, что оно создает раскол родительских ролей. Ребенок оказывается зачатым от яйцеклетки одной женщины и рожденным другой, при этом может не знать своего настоящего отца, если использовался донорский материал. Впоследствии, дети могут оказаться подвергнутыми стрессу двусмысленного или раздробленного происхождения.

При этом женщины, которые решаются стать суррогатными матерями, часто чувствуют себя противоречиво, не могут отказаться от ребенка при рождении и разорвать важную девятимесячную связь. Либо наоборот во время беременности намеренно «обрывают» связь с ребенком в своей утробе.

Чем мотивированы эти женщины? Прежде всего, желанием помочь другим и наличием материального вознаграждения. Женщина, становясь суррогатной матерью, использует свое тело, и подвергается риску. Так же риску подвергается вся ее семья, а особенно – кровные дети, которые видят беременность и ожидают младенца, но он не появляется в их семье. Страдает ли психическое здоровье этих детей? Думаю, что да, потому что эти важные вопросы должны обсуждаться в семье суррогатной мамы.

За всеми медицинскими и юридическими аспектами суррогатного материнства часто забывают о психологических. Каждый участник программы переживает свою психологическую драму.

Женщина, выносившая и родившая малыша, навсегда расставаясь с ним сразу после родов, может получить травму утраты. Также важно знать, что эмоциональная связь между матерью и младенцем формируется в основном после рождения. Важно, чтобы роженица правильно настроилась, четко ответив себе на вопросы: что она хотела получить, насколько хорошо она осознавала это в момент принятия решения и получила ли то, что хотела? Большинство суррогатных матерей во время беременности испытывают переживания и тревогу за ребенка, которого вынашивают. Многие беспокоятся о том, смогут ли генетические родители обеспечить должный уход за ним.

Очень важно, чтобы после рождения ребенка суррогатная мать быстрее переключилась на своих собственных детей, которые тоже психологически страдают от участия их матери в программе суррогатного материнства. Для мужа и детей суррогатной матери осознание того, что жена/мама вынашивает чужого ребенка для чужой семьи, также является необъясненной психологической травмой.

В семье, которая «принимает» ребенка может возникнуть иная проблема: есть вероятность того, что из-за отсутствия этапа беременности и родов у биологической матери может не сформироваться материнское отношение, хоть и случается это крайне редко. За это время и потенциальный отец испытывает различные чувства и эмоции. Он нуждается в поддержке, потому что подготовка к отцовству происходит только в его воображении. Он не может видеть беременную женщину каждый день, чтобы постепенно привыкнуть к новому состоянию. Появившийся ребенок становится психологической «неожиданностью» и испытанием. Будущая мама не всегда может оказать поддержку мужу, поскольку сама в этот период требует повышенной заботы и внимания, поэтому это сложный период в жизни семьи. Многозадачность и неопределенность процесса запускает большое количество тревог, которые ранее были неосознанными. Происходит психологический перегруз, который может вылиться в агрессию или наоборот – в отрешенность от происходящих событий. Со стороны это выглядит как безразличие, но на самом деле может быть защитной психической реакцией.

Нельзя отвергать и положительные стороны процесса. Новые репродуктивные технологии обеспечивают новые варианты и методы не только для зачатия, но и для обеспечения рождения здоровых детей. Для исключения наследственных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и мышечная дистрофия.

Суррогатное материнство подразумевает, что действующие стороны разделят ответственность и поддержат друг друга. «Я помогаю им, и они помогают мне и моей семье» (слова суррогатной мамы).

Когда суррогатные мамы подчеркивают эмоциональную вовлеченность в процесс вынашивания, они отмечают уникальный характер отношений, поднимая его на уровень выше обычной договоренности. Суррогатные матери также настаивают на уважении их личного выбора: «Мне все равно, что другие думают, пока я знаю в своем сердце, что я делаю то, что должна была сделать» (слова суррогатной мамы).

Суррогатные матери хотят увидеть счастье бездетной пары в обмен на дар родительства. Большинство суррогатных матерей желают продолжить общение в форме открыток, электронных писем, фотографий, ведь они рисковали своим здоровьем при суррогатном материнстве.

Чтобы избежать или спокойно пережить эти и другие психологические проблемы, лучше вовремя обратиться к квалифицированному психологу и предотвратить возможные непонимания или неоправданные ожидания. На сегодняшний день эта тема вызывает много противоречивых чувств и эмоций, о которых надо говорить, потому что это наша реальность, которую невозможно отрицать или не замечать.