28 июн 2018
1113

Общие положения о применении телемедицинских технологий

Нормативно-правовое регулирование телемедицины установлено:

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")",
Приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".

Телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

В качестве целей применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи во взаимодействии медицинский работник - пациент названы:

  1. Профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, назначение дополнительного обследования;
  2. Принятие решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации);
  3. Мониторинг: консультирование по коррекции назначенного лечения или дистанционное наблюдение за состояние здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема. 

Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, а сами технологии используются как технологическая составляющая при реализации медицинской деятельности.

Целями применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи во взаимодействии медицинских работников между собой являются:

  1. получение заключения медицинского работника сторонней медицинской организации, привлекаемого для проведения консультации, участия в консилиуме;
  2. получение протокола консилиума врачей.

Вопросы, по которым могут быть получены заключение или протокол:

  • оценка состояния здоровья пациента,
  • уточнение диагноза,
  • определение прогноза и тактики медицинского обследования и лечения,
  • целесообразность перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.

При этом обязанность обеспечить необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций или консилиумов врачей для осуществления дистанционного взаимодействия лежит на организации, медицинский работник которой осуществляет оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Кроме этого, предусматривается обязанность консультирующей медицинской организации, а также организации, являющейся оператором иных информационных систем, предоставлять пациенту в доступной форме (включая сеть "Интернет") информацию о порядке идентификации и аутентификации пациента с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Однако такая обязанность возложена только в случае получения консультаций в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В связи с этим, получение анонимной консультации с применением телемедицинских технологий возможно исключительно после определения совместно с Минкомсвязью России порядка использования единой системы идентификации и аутентификации при ее получении, а также случаев, которых такая консультация может проводиться.

Автор: Т.О. Шилюк, кандидат юридических наук,
старший преподаватель
кафедры административного права и процесса
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»
Instagram: @mama_v_prave