Интервью с И.А. Шадеркиным: Телемедицина в отдельной специальности – урологии. Часть II

22.08.2016 13:41

Интервью с И.А. Шадеркиным

Телемедицина в отдельной специальности – урологии. Часть II.
М. Перова, член Ассоциации медицинских журналистов

Игорь Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, о применении телемедицины в урологии.

И.А. Шадеркин: Часть телемедицины, связанная со взаимодействием врача с экспертами, лидерами мнений и преподавателями, активно применяется в урологии уже длительное время. Вся наша команда непрерывно развивает это направление, а лично я занимаюсь этим порядка пятнадцати лет. В режиме онлайн мы транслируем около 80% всех научно-практических конференций и конгрессов по урологическому профилю, которые проходят на территории РФ. Это позволяет врачам, не имеющим возможность лично присутствовать на мероприятии, организованном в другом городе, стать полноценными участниками той или иной конференции.

Другое интересное направление представлено дистанционным взаимодействием между врачами, в рамках которого у специалистов есть возможность проведения консилиумов для обсуждения клинических ситуаций с использованием телемедицинских технологий. Такая инновация положительно воспринимается всем медицинским сообществом и имеет адекватную доказательную и юридическую базу.

Применяются ли специалистами НИИ урологии дистанционные формы взаимодействия?

И.А. Шадеркин: Да, мы регулярно используем дистанционные формы взаимодействия для организации медицинской помощи. В НИИ урологии активно используется формат телемостов, позволяющий оперативно устанавливать связь с региональными медицинскими центрами без чрезмерных финансовых затрат. В целом, в нашем отделе развития региональной урологии мы это начали осуществлять в первую очередь.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях клинической составляющей телемедицинского консультирования в урологии.

И.А. Шадеркин: В урологии, равно как и в любой другой области клинической медицины, существует ряд особенностей, вызывающих определенные вопросы и требующие должной степени освещения. Внедряя телемедицинские технологии, мы стараемся использовать этот перспективный инструмент для решения наших повседневных прикладных клинических задач. Повседневная практика врача начинается с первого контакта с пациентом, включающего в себя осмотр, сбор анамнеза и принятие решения о последующих шагах в обследовании больного. Крайне важно на данном этапе определить уровень сложности ситуации, т.к. 50% успеха лечения нашего пациента – это постановка правильного диагноза. И в настоящее время именно этот процесс является основной «болевой» точкой телемедицины. Со стороны экспертов мы часто слышим вопрос: «Как можно поставить диагноз дистанционно?», в связи с чем хотелось бы сделать акцент на следующих моментах.

Действительно, при экстренных ситуациях, требующих неотложной помощи, на данный момент дистанционные технологии не обладают должным спектром возможностей. Однако существует ряд случаев, при которых их объем более чем достаточен.

К примеру, к нашим врачам-урологам нередко обращаются подростки, находящиеся в пубертатном периоде, обеспокоенные размером полового члена и его соответствием, как минимум, среднестатистической норме. Как врачи мы понимаем, что излишнее внимание подростков к данному вопросу грозит развитием целого ряда психологических, а в будущем и физиологических проблем, к примеру - эректильной дисфункцией. В такой ситуации простой разговор с пациентом о безосновательности его чрезмерных беспокойств может успешно решить проблему.

Другой пример – первые эпизоды половой жизни, при которых у молодых людей также возникает ряд вопросов, и с которыми они, как правило, обращаются к Интернету. В таких случаях дистанционные формы первичного взаимодействия между врачом и пациентом с постановкой или опровержением диагноза также имеют право на развитие и осуществление в нашей клинической практике.

Необходимо понимать, что процесс развития не стоит на месте, и со временем новые технологии в области телемедицины позволят осуществить постановку первичного диагноза в большинстве случаев.

Как примерно может выглядеть алгоритм дистанционного обследования урологического больного?

И.А. Шадеркин: Существует интересное и перспективное направление, которого я не могу не коснуться в нашем интервью, а именно - скрининг. Например, в урологии используются такие способы диагностики нарушения мочеиспускания, как IPSS, МИЭФ-5, МИЭФ-15. По несложным тестам, которые предлагаются пациенту, можно определить, какая часть процесса мочеиспускания страдает, заключается ли проблема на этапе изгнания или накопления мочи. Такие опросники могут использоваться дистанционно, что уже является элементом первичной диагностики.

Следующий этап – направление на сдачу анализа мочи. В настоящее время многие лаборатории передают результаты лабораторного исследования с использованием облачных технологий. И врач на рабочем месте, и пациент на личном аккаунте могут посмотреть эти данные и договориться о дальнейшем лечении. Теоретически и технически это полностью реализуемо, однако с законодательной точки зрения правомерность такого алгоритма действий еще не урегулирована.

После определения лечения требуется регулярное наблюдение за состоянием здоровья пациента и внесение необходимых корректировок в назначения. В таком случае, если не возникает улучшения клинической ситуации, или же она каким-либо образом меняется, мы можем использовать дистанционные технологии, позволяющие скорректировать дозу препарата или изменить список назначенных лекарственных средств. Современные технологии позволяют использовать специальные веб-платформы - к примеру, Nethealth.ru – где хранится вся информация о пациенте, и есть система коммуникации для взаимодействия «пациент-врач». Пользователь всегда может обратиться к специалисту по интересующим вопросам, используя голосовую или видеосвязь, после чего будет принято соответствующее решение. В целом, нечто подобное всегда осуществлялось и в неофициальном формате, когда нам звонили родные и знакомые по тому или иному вопросу, спрашивая совета о течении заболевания.

Таким образом, в настоящее время главная сложность заключается в законодательном закреплении порядка оказания телемедицинских услуг, закон о которых уже находится на рассмотрении в Государственной Думе. Между тем, с технической и организационной точек зрения, за исключением узких вопросов, требующих дальнейшей проработки в каждом конкретном случае, алгоритм предоставления телемедицинских услуг разработан и понятен.

Продолжение следует…

Интервью из серии:

Просмотров: 527